Студия-мастерская
«АТЕЛЬЕ ХУДОЖЕСТВ»

Приглашаем единомышленников и желающих
учиться живописи, рисунку и композиции.

Звоните +7-909-589-24-09 и ПРИХОДИТЕ!

«Что автор хотел сказать своей картиной?» — этот вопрос чаще всего волнует посетителей художественных выставок. Самые смелые из них задают его непосредственно адресату. Традиционно считается, что отвечать на него должны искусствоведы. Но ответы художников и искусствоведов даются с точки зрения специалистов по искусству, а не по человеческим душам и потому не освещают тех аспектов этого сложного вопроса, которые могут раскрыть арт-терапевты, ведь суть их профессии — постижение тайн психики через занятия искусством.
В связи с вышесказанным очень органичной оказалась выставка «Ателье художеств», сопровождавшая II Научно-практическую конференцию «Применение арт-терапии в практике психолого-социальной работы», проходившую 4 февраля в Санкт-Петербургском государственном институте психологии и социальной работы (Васильевский остров, 12-я линия, д. 13 «А»).
Студия «Ателье художеств» работает уже два года. Сюда приходят взрослые люди, желающие развить свои художественные способности, повысить уровень мастерства, расширить кругозор или даже приобрести иной, более внимательный взгляд на мир.
Выставка — первая в истории студии — своеобразный арт-калейдоскоп, представляющий ряд работ различного уровня: от учебных постановок до самостоятельных картин, — но, несмотря на это, надолго оставляющий ощущение удивительной чистоты, душевной легкости, незамутненности красок и образов. Преобладают реалистические натюрморты и пейзажи, но есть также портреты, ню, абстрактные и фантазийные композиции.
Удачно составленная руководителем студии Михаилом Едомским экспозиция не позволяет ни одной из работ ускользнуть от внимания зрителей. Большая редкость для сборной выставки: разные авторы не только не спорят, но, наоборот, подчеркивают, оттеняют достоинства друг друга. Можно сказать, что в экспозиции проглядываются даже некие «сюжетные» линии.
Вот комфортно расположившиеся на холсте «Старые, старые кувшины» Людмилы Никиперович. Написанные плотными лилово-фиолетовыми, богатыми нюансами красками, они словно затевают интригу с тающим в полутьме сиреневых оттенков изящным «Восточным натюрмортом» Ольги Сергеевой. При этом обе работы перекликаются лиловыми нотами с впечатляющим размерами «Натюрмортом с кувшинами» Ирэны Калякиной.
Другую, более сложную «беседу» открывают спокойные, гармоничные, очень интерьерные работы Тамары Парвицкой. Серо-голубой, подсвеченный холодной желтизной «Пейзаж с луной»; «Нежный букет» из трех розовых, будто слегка увядших цветков в прозрачной вазе-стакане на светлом-светлом бежево-зеленоватом фоне; легко освоивший квадратное пространство листа и, вероятно, потому придающий любующемуся зрителю уверенности акварельный «Натюрморт с калиной» явно избрали себе в «собеседники» сделанные с натуры в легкой импрессионистической манере «Цветы на дороге» и «Пейзаж с чайкой» О.Сергеевой. Переливающиеся нежной зеленью и голубизной, пронизанные мягким светом, прозрачные как вздох, эти весенне-летние этюды тем не менее совсем не кажутся наивными и останавливают на себе не только взгляд, но и мысль зрителя.
Красивый, в экспрессивной цветовой гамме диалог разворачивается между таинственной «Белой ночью» Т.Парвицкой и небольшими по размеру, но весьма энергоемкими пейзажами Л.Никиперович «Детский сад в воскресенье» и «Чудный закат».
Тем зрителям, кто из множества художественных направлений предпочитает фовизм, большую радость, несомненно, доставили несколько работ, построенных на ярких локальных цветах. Среди них мандариново-оранжевый «Новогодний натюрморт» с желто-зеленой хвойной веточкой, розовеющим яблоком и сочно-желтой грушей Марины Киселевой; ультра-синий «Букет» пронзительно белых, будто «пенных» цветов Т.Парвицкой; изумрудная фантазия «Спаси и сохрани» и полный еще неосознанной страстности портрет юной балерины на темно-красном фоне И.Калякиной. Радуют глаз и поднимают настроение абстрактные «Тропики» Елены Ермаковой, построенные на сочетании ярких апельсиновых, травяных и малиновых пятен.
Впрочем, Е.Ермакова делает не только абстракции. Сильное впечатление производит выполненный сангиной и углем натюрморт «Кувшины и груши». Сложное сочетание серого, коричневого, черного, резко очерченные свет и тени невольно напоминают работы Дж.Моранди.
Живостью античных фресок веет от «Натюрморта с ведерком и фруктами» Марии Мишиной. Выполненный акварелью, он будто вылеплен мазками. Некоторая учебность работы сглаживается ее внутренней живописной гармонией, собирающей композицию в единое целое.
Некоторым авторам для достижения нужного впечатления требуется совсем немного. Такой «минимализм» — тоже своеобразный талант. Незаметная вазочка, скромный букет, закрытая шкатулка, ниточка рябиновых бус, пастельные тона — и перед зрителем удивительно тонкий, настраивающий на особый лад истинного отдохновения «Вечерний букет» М.Киселевой.
Несмотря на то, что участвующие в выставке авторы занимаются в студии разное количество времени, работы тех, кто пришел в «Ателье художеств» совсем недавно, ничуть не теряются. Особенно хочется отметить выполненные соусом (что остро подчеркивает их чугунность) «Утюги» Натальи Филипповой и Елены Иоаниисян. Поражают быстро достигнутыми результатами «Первый кувшин» Виктории Боновой (первый опыт работы масляными красками), натюрморты Натальи Курашиной и Елены Пробст.
Выставка студии «Ателье художеств» не оставила равнодушными ни участников конференции, ни просто пришедших полюбоваться экспозицией. И это неудивительно: страсть к искусству и учеба у таких известных петербургских мастеров как Михаил Едомский и Александр Борков превращают даже не державших ранее кисть в руках студийцев в настоящих художников. А отношение друг к другу как к коллегам, работа с моделями и выезды на пленэр помогают утвердиться в этом качестве.

Мозговая Жанна
Журнал «Петербург-классика» №3-2007, стр. 32-33

Конструктор сайтов - uCoz